Состоялось открытие выставки, посвященной Ите Марии Козакевич


11.апреля 2018. года состоялось открытие выставки, посвященной выдающемуся политику Латвии, общественному работнику, первому председателю Союза поляков Латвии Ите Марии Козакевич.

На мероприятии собрались все те, для кого имя этого яркого политика было связано с воспоминаниями о Третьей Атмоде, ибо возвращение независимости в 1980-90ых годах нельзя представить без Иты Козакевич. Её короткая, но удивительно наполненная и значимая жизнь — источник особого света, который до сих пор вспоминают соратники Иты Козакевич, её друзья, жители Латвии и Польши. Полячка и филолог французского языка, Ита Козакевич по своим убеждениям была открытой и действительно демократичной.

Заместитель председателя Лудзенсого краевого самоуправления Е. Кущ подчеркнула в своей речи, что И. Козакевич была настоящей патриоткой Латвии и символизирует бескорыстного политика, который заботился об интересах и благосостоянии всех жителей страны, и потому так важно сохранить память о ней и передать следующим поколениям.

Библиограф Лудзенской библиотеки В. Василовска ознакомила участников мероприятия с презентацией о библиографии И. Козакевич и её общественной деятельностью.

Давайте вспомним самые яркии события в жизни этого яркого политика! Ита Козакевич родилась 3 июля 1955 года в Риге в семье латышки Риты и поляка Юры Козакевичей, и, будучи единственным ребёнком, росла окружённая любовью. В детстве Ита научилась говорить на латышском и польском языках, а в Рижской 11-ой средней школе выучила русский и французский.  В университете, на факультете Иностранных языков, Ита получила образование филолога французского языка, а позже превратилась в полиглота, выучив также испанский, немецкий, белорусский, украинскй и немного грузинского языка.

«Помню, как-то раз на выставке импрессионистов Ита, увидив автопортрет Модильяни, от волнения расплакалась. Она была эмоциональной, хотя позже, став политиком, хорошо умела себя сдержвать.» Ванда Цируле вспоминает, что уже в юности Ита не виляла — не желав принять коммунистическую политэкономику, она отказалась сдавать экзамен. «Училась отлично, но пришлось взять академический отпуск,» вспоминает Ванда. В конце-концов экзамен пришлось сдать, чтобы продолжать обучение.

На университетском дипломе Иты стоит фамилия Липец. В 1978 году она вышла замуж за реставратора, работавшего в Старой Риге, Ришарда Липеца. Брак был фиктивным — чтобы получить возможность регулярно ездить в Варшаву. Продолжалось это до 1982 года, когда брак был расторгнут. «Именно в Польше, среди поляков, которые обладал большим свободомыслием, чем советские люди, Ита создала профсоюз Солидарность, и обрела уверенность, что возможно восстать против существующего режима,» говорит Цируле. Подруги Иты вспоминают не только её политическую деятельность, но и её женственность. Ите нравились цветы, липовый аромат, мужское внимание. Она говорила: «Женщине всегда надо пахнуть весной.»

В 1981 году, когда Ита с отличем окончила университет, у неё возникли трудности с поиском работы, пока её не приняли в издательство Лиесма корректором. Позже, в середине 80ых, она переводила статьи для журнала художественного объедиения Даильраде. Лидер движения Атмоды Дайнис Иванс допускает, что уже тогда ЧК обратило внимание на Иту и запретило принимать её на работу: «Те люди, которые не могли сосуществовать с режимом, часто работали в газетах маленьких фабрик и переводили бессмысленные статейки.»

В июне 1990 года в Цесисе Ита была названа «Женщиной года» Латвии. В начале Атмоды И. Козакевич состояла в управлении Латвийского общества друзей польской культуры, была выбрана председателем Объединения Латвийских поляков, участвовала в организации польских школ в Латвии. Она явлалась одним из организаторов Народного форума, а также одна из главных вдохновительниц создания ассоциации Латвийских национальных культурных обществ. Позже Ита стала заместителем председателя этой организации.

После её смерти Рижская Польская средняя школа была переименована в Рижскую Польскую школу им. Иты Козакевич. Имя Иты присвоено также Национальной Латвийской ассоциации культурных обществ (LNKBA).

У Иты Козакевич была замечательная способность мыслить и действовать на государственном уровне. Являясь всего лишь филологом, Ита была эрудирована и талантлива, обладала выдающимся интеллектом и организаторскими способностями, знала латышский, русский, польский, французский, испанский, немецкий, белорусский и грузинский языки. Сама писала стихи, переводила поэзию и прозу. Однако при советской власти её таланты не могли найти своего применения. Период Атмоды дал ей возможность — в то время как председателю Латвийского Польского общетсва — развернуться вширь, внести свой вклад в развитие Латвийского государства, которое она действительно бескорыстно любила.

Обычно, готовясь забраться на трибуну с речью, на листке бумаги Ита имела только несколько тезисов — и в зале никто не оставался равнодушным к её словам.

Соратник  Иды были уверены, что её истинное призвание было в ораторстве. Больше всего её занимали вопросы национальности и религии, однако и в юридических делах она хорошо разбиралась. Интересны были её суждения об экономике: «Надо поступать энергичней, стремительней, пока люди не сносили ещё всю одежду и не погрязли в безнадёжности. Пусть это будет шоком, но люди потом быстрее оправяться.»

 

Ита была не только генератором идей, она прислушивалась к мнению других людей и развивла их начинания. Ита была гармонична внешне и внтуренне, она была харизматична и естественна, и ненаигранно женственна. У Иты не было достаточно времени, чтобы особенно следить за своей внешностью, нарядами; к тому же, воспитанная в скромных условиях, она привыкла не требовать многого. Однако красивой и привлекательной она была всегда.

Смерть Иты стала тяжёлым потрясением. Её похоронили на кладбище Микеля в Риге, и похороны обернулись массовым шествием с тясячами участников. Автомобиль с её гробом в прямом смысле слова утопили в цветах, цветы лежали на тротуарах, на всем пути до кладбища стояли плачущие люди…

 

Этот внезапный уход из жизни вызвал необычное ощущение — как будто на полуслове оборвалась очень важная мысль, возможно, самая важная… Именно в этом её бессмертие.

В Латвийского польском обществе работают талантливые люди, они всегда там были и будут. На мероприятии выступали с замечательными песнями ученица 8 класса Резекненской польской гимназии Иева Пузыревска и ученица 2 класса Агрита Фёдорова.

Выставка является красивым повествованием о талантливой личности, которой может гордиться каждый житель нашего государства.